Знаменитый двигатель ЯМЗ-238 знают все. Это дизельная, 8-цилиндровая силовая установка, с V-образным расположением цилиндров, непосредственным впрыском топлива, воспламенением от сжатия и жидкостным охлаждением.
Этот двигатель стал сердцем многих автомобилей, таких как:
Показатель |
Значение |
Тип двигателя |
Четырехтактный, с воспламенением от сжатия |
Число, расположение цилиндров |
8, V-образное |
Порядок работы цилиндров |
1-5-4-2-6-3-7-8 |
Диаметр цилиндров, мм |
130 |
Ход поршня, мм |
140 |
Рабочий объем всех цилиндров, л |
14,86 |
Степень сжатия (расчетная) |
16,5 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) |
176 (240) |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин |
2100 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) |
883 (90) |
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин, не более |
1250-1450 |
Способ смесеобразования |
Непосредственный впрыск |
Камера сгорания |
Однополосная в поршне |
Блок цилиндров |
Отлит вместе с верхней частью картера |
Гильзы цилиндров |
«Мокрого» типа |
Головки цилиндров |
Две, по одной на каждый ряд цилиндров. |
Коленчатый вал |
Кованый, с привернутыми противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ |
Число опор коленчатого вала |
5 |
Коренные подшипники |
Скольжения, со сменными вкладышами |
Шатунные подшипники |
Скольжения, со сменными вкладышами |
Поршни |
Из алюминиевого сплава |
Поршневые пальцы |
Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами |
Шатуны |
Двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки |
Маховик |
Имеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером |
Распределительный вал |
Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом |
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя, мм |
0,25-0,30 (на холодном двигателе) |
Система смазки |
Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей. Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием. |
Масляный насос |
Шестеренчатый, двухсекционный |
Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2 ) при номинальных оборотах, не менее |
400-730 (4-7,0) |
Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2 ) при минимальных оборотах холостого хода, не менее |
100 (1,0) |
Система охлаждения масла |
Масляный радиатор, устанавливаемый вне двигателя |
Масляные фильтры |
Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центорбежный, с реактивным приводом. Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного. |
Давление открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/ см2 ): редукционный клапан масляного насоса |
700-800 (7,0-8,0) |
предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса |
100-130 (1,0-1,3) |
дифференциальный клапан |
520-560 (5,2-5,6) |
перепускной клапан фильтра грубой очистки масла |
180-230 (1,8-2,3) |
перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра |
200-250 (2,0-2,5) |
Топливоподающая аппаратура |
Разделенного типа |
Топливоподкачивающий насос |
Поршневой, с ручным топливоподкачивающим насосом |
Топливный насос высокого давления |
Восьмиплунжерный |
Плунжеры |
Золотникового типа, диаметр 10 мм, ход 11 мм |
Порядок работы секции топливного насоса |
1-3-6-2-4-5-7-8 |
Нумерация секций |
Со стороны привода |
Регулятор частоты вращения |
Центробежный, всережимный |
Установочный угол опережения впрыска, градусы. |
15 |
Муфта опережения впрыска |
Автоматическая, центорбежного типа |
Форсунки |
Закрытого типа, с многоструйными распылителями. Давление начала впрыскивания - 230+8 кгс/см2 |
Топливные фильтры |
Два, грубой очистки - со сменным фильтрующим элементом, тонкой очистки - со сменным фильтром для топлива. В крышке фильтра тонкой очистки установлен перепускной жиклер. |
Воздушный фильтр |
Инерционно-масляный или сухого типа |
Система охлаждения двигателя |
Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя. |
Водяной насос |
Центробежный, приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала |
Вентилятор |
Шестилопастный, с шестеренчатым приводом |
Генератор |
Г-273В2 или 1322.3771 Трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком |
Максимальный ток, А |
28 |
Номинальное выпрямленное напряжение, В |
28 |
Стартер |
25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом |
Номинальная мощность стартера, кВт, при С20=182Ач |
8,2 |
Сцепление |
ЯМЗ-238 или ЯМЗ-182, однодисковое |
Тип |
Двухдисковое, сухое, фрикционное, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин |
Количество нажимных пружин |
28 |
Коробка передач |
ЯМЗ-236П, 236М и другие модификации |
|
Механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах |
Передаточные числа: - первой передачи - второй передачи - третьей передачи - четвертой передачи - пятой передачи - заднего хода |
2,90 1,52 1,00 0,66 5,48 |
Переключение передач |
Рычагом на крышке коробки передач |
Масса незаправленного двигателя, кг - без сцепления и коробки передач - со сцеплением без коробки передач - с двухдисковым сцеплением и коробкой передач - с однодисковым сцеплением и коробкой передач |
– 1390 - |
Система смазки (без радиатора) |
29 |
Система охлаждения (без радиатора) |
20 |
Воздушный фильтр |
0,85 |
Муфта опережения впрыска |
0,16 |
Коробка передач |
5,5 |
Восьмицилиндровые двигатели 238 НД-3, НД-4 и НД-5 с успехом заменили на тракторах Кировец К-700 и К-701 12-цилиндровые двигатели ЯМЗ-240БМ2 .