Заказать звонок
Задать вопрос

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ ВПЕРЁД В МОДЕРНИЗАЦИИ ЯМЗ-236

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ ВПЕРЁД В МОДЕРНИЗАЦИИ ЯМЗ-236
Следующий шаг вперёд в модернизации ЯМЗ-236

Серия двигателей ЯМ3-7601 стала результатом дальнейшей модернизации классических шестицилиндровых V-образных дизелей Ярославского моторного завода. По сути своей, двигатель ЯМ3-7601 является форсированным мотором ЯМ3-2З6БЕ2, с увеличенной до трёхсот лошадиных сил мощностью. Это новое поколение 6-цилиндровых дизельных силовых агрегатов размерности DxS=130х140 мм, соответствующих экологическим стандартам «Евро-2» (в перспективе – «Евро-З»). Данный силовой агрегат имеет 8-ми цилиндровый аналог – ЯМЗ-7511.
ЯМ3-7601 представляет собой четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения, с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском дизтоплива, с турбонаддувом, жидкостно-масляным теплообменником, механическим регулятором частоты вращения, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле или другой технике.



Особенности конструкции и отличия от ЯМ3-2З6БЕ2:  

Блок цилиндров на моторе прежний. Это чугунный V6 с углом развала 90 градусов, с гильзами из чугуна и маслофорсунками для охлаждения поршней. Коленвал – несколько видоизменённый. Маховик, поршни, поршневые кольца и шатуны оставлены прежние. Для двигателей 7601 предназначены масляные насосы на 165 л/ч. Головки те же: по два клапана на цилиндр. Распределительный вал, общий для обоих рядов цилиндров, с шестерёнчатым приводом, по-прежнему находится в блоке и имеет такие же характеристики, как и распредвал ЯМЗ-236БЕ2. Производителем предписано после каждых 1000 часов работы двигателя надо проверять и, по необходимости, регулировать клапаны. Зазоры клапанов являются типичными для всего этого семейства шестицилиндровых ярославских двигателей – 0,25-0,30 мм (впуск/выпуск). 



Особенности конструкции




Основные отличительные особенности дизелей ЯМ3-7601 состоят в том, что все они снабжены встроенным жидкостно-масляным теплообменником, водяным насосом повышенной производительности и новой группой «гильза-поршень» (улучшенной системой масляного охлаждения). Данные двигатели спроектированы для использования установки наддувочного воздуха, с креплением её к раме техники-конечного изделия.


На двигатель ЯМ3-7601 устанавливается топливная аппаратура типа «Компакт-4О» с увеличенной до 1200 кг/кв.см энергией впрыска, муфта включения вентилятора, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала. Характеристики впускных и выпускных каналов улучшены. Кроме того, двигатели серии ЯМ3-7601 оснащаются более эффективным топливным насосом высокого давления. Данные моторы могут применяться со сцеплениями производства ЯМ3 или ZF Sachs, коробками передач ЯМ3-2З81-02 или серии ЯМ3-2З9. В моторах ЯМ3-7601 используются механические ТНВД 135-10 или 135.5; форсунки 267-01 с давлением 270 кгс/см2. Давление масла должно находиться в диапазоне 4-7 кгс/см2 (в прогретом двигателе). Турбокомпрессор ТКР-90 обеспечивает давление наддува 1,23 бар. Фильтр тонкой очистки топлива применён от предшественника. Моторы семейства ЯМ3-7601 производятся и в настоящее время, но в связи переходом на Евро-3 и более строгие эко-стандарты, Ярославский моторный завод развивает и более современную серию – ЯМЗ-656.


Устройство ЯМ3-7601

Блок цилиндров V-образный, с углом развала в 90 градусов, блок цилиндров двигателя выполнен из низкоуглеродистого серого чугуна и является основанием для монтажа прочих деталей и узлов мотора. Правый ряд цилиндров является смещённым вперёд относительно левого на 35 мм. Каждое из цилиндровых гнёзд снабжено двумя соосными цилиндрическими отверстиями, которые выполнены в верхней и нижней плитах БЦ. По ним центрируются гильзы цилиндров. В верхней плите предусмотрена кольцевая проточка под бурт гильзы.

Блок цилиндров ЯМЗ-7601

Блок цилиндров ЯМЗ-7601


В развале БЦ есть 4 опорные площадки с крепёжными отверстиями (под установку ТНВД). На переднем торце блока цилиндров располагается гнездо для подшипников привода топливного насоса. Крышки коренных опор прикрепляются к БЦ 2-мя вертикальными и 2-мя горизонтальными болтами. Благодаря этому достигается высокая жёсткость блока цилиндров в районе коленвала. Обработка гнёзд под коленчатый вал делается в сборе с крышками, поэтому крышки коренных опор не являются взаимозаменяемыми.



Головка цилиндров 


Изготавливается из низколегированного серого чугуна. Крепление производится гайками, которые навертываются на хромоникелевые шпильки, ввернутые в блок цилиндров. Для организации отвода тепла головка цилиндров оборудована полостью жидкостного охлаждения, которая сообщается с полостью блока. Для обеспечения подвода горючего к форсунке в боковой поверхности головки предусмотрены отверстия под трубки. Внутри головки цилиндров расположены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки. Под клапаны газораспределения в головку с натягом установлены сёдла и направляющие втулки клапанов.



Коленвал, маховик, шатун, вкладыши 

Изготовленный по технологии горячей штамповки, стальной коленчатый вал двигателя ЯМ3-7601 имеет 4 опоры и 3 шатунные шейки. Коленвал установлен коренными опорами в гнёзда БЦ с вкладышами подшипника скольжения, а на шатунных шейках размещены шатуны (по 2 на каждую из них) нижней головкой с вкладышами. Маховик 2З6-1ОО5115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25) или 2З6-1ОО5115-Н (под зубчатый венец с модулем З,75) сделан из серого чугуна и прикреплён к коленвалу болтами. Под эти болты устанавливается единая стальная пластина высокой твёрдости. Исключение самоотворачивания болтов обеспечивается моментом затяжки 2З5-255 Н·м (24-26 кгс·м).


ural68_enl.jpg
Самосвал Урал-63685 с двигателем ЯМЗ-7601


Стальной шатун двутаврового сечения имеет косой разъём нижней головки, со скосами на верхней головке, без масляного канала в стержне. Шатун окончательно обрабатывается в сборе скрышкой, поэтому крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми. На крышке и шатуне со стороны короткого болта выбит порядковый номер цилиндра. Вкладыши коренных подшипников коленвала и нижней головки шатуна являются сменными, тонкостенными, со стальным основанием и рабочим слоем из свинцовистой бронзы.



Гильзы, поршни, поршневые кольца 

Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, изготовленные из спецчугуна, с фосфатированными поверхностями. Гильзы устанавливаются посадочными поясами в расточки БЦ и прижимаются сверху через бурт и прокладку головками цилиндров. Высота бурта – 9,6 мм. Его верхний торец выполнен выступающей частью к наружной поверхности, под металлическую прокладку газового стыка. На верхней посадочной поверхности есть специальная канавка для установки уплотнительного кольца из резины. В нижней части гильзы снаружи сделаны 3 канавки для антикавитационных и уплотнительных колец. Поршни, отлитые из эвтектического алюминиево-кремнистого сплава, охлаждаются маслом из неподвижной форсунки. На юбке поршня предусмотрена выемка для форсунки охлаждения. В днище поршня сделана камера сгорания. Поршни маркируются изнутри, в литье. Поршневые кольца – разрезные, хромированные изготавливаются из особого чугуна и устанавливаются в канавки поршня. Они имеют различную конструкцию и устанавливаются на поршень комплектно, в определённом порядке.



Системы газораспределения, смазки, питания, охлаждения 

Газораспределительный механизм – верхнеклапанный, с нижним расположением распредвала и приводом клапанов через толкатели, штанги и коромысла. Его основные детали: распределительный вал, с шестернёй привода и подшипниками, толкатели, оси толкателей, штанги, коромысла с регулировочными винтами, оси коромысел, клапаны, пружины клапанов с деталями крепления и направляющие втулки клапанов. Система смазки двигателя ЯМ3-7601 – смешанная, с «мокрым» картером. Топливоподающая аппаратура системы питания мотора – разделённого типа, состоящая из 6-ти секционного топливного насоса высокого давления со всережимным регулятором частоты вращения и встроенным корректором для регулирования подачи дизтоплива, топливоподкачивающим насосом, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки горючего, топливопроводов низкого и высокого давления. 


Маз-152 с двигателем ямз 7601
Двигатель ЯМЗ-7601 на автобусе МАЗ-152


Жидкостная циркуляционная система охлаждения двигателя включает в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты. А также: водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» и дистанционный термометр.


Турбонаддув

Моторы ЯМ3-7601 комплектуются турбокомпрессорами, которые используют энергию выхлопных газов для наддува двигателей. Увеличивая воздушную массу, которая поступает в цилиндры, турбокомпрессор способствует более эффективному сгоранию увеличенной дозы дизельного топлива, повышая мощность двигателя при умеренной теплонапряжённости. В составе турбокомпрессора – одноступенчатый центробежный компрессор и радиальная центростремительная турбина.


Варианты исполнения и применение двигателя ЯМЗ-7601


Дизельные моторы ЯМ3-7601.10 выпускаются как в комплекте с коробками передач ЯМ3-2З8ВМ7 и сцеплениями ЯМ3-18З, так и без них. Изначально, эти двигатели предназначались для установки на автомобили и транспортные средства повышенной проходимости марки Урал. Они также нашли своё применение на кранах Челябинец и КС-65711, на фронтальных колёсных погрузчиках А-371А, междугородних автобусах МАЗ-152.



ЯМЗ-7601.10-01
  

Основными конструктивными отличиями являются: Индивидуальные головки, блок цилиндров, поршни, вал распределительный, толкатели, водяные трубы, впускные коллекторы, ЖМТ, муфта включения вентилятора, крыльчатка 660 мм в диаметре, кожух вентилятора, коленчатый вал азотированный, ТНВД (12×14), трубопроводы для установки ОНВ, генератор 1322.3771, ЭФУ, шкив коленвала трёх-ручьевой. Коробка передач – ЯМЗ-238ВМ7; сцепление – ЯМЗ-183. Применение двигателя – междугородние автобусы МАЗ-152. 


ЯМЗ-7601.10-04


Конструктивные особенности: Блок цилиндров с 3-мя отверстиями на заднем левом торце, коленвал с цилиндрическим носком и трёхручьевым шкивом, масляный картер глубокой частью вперёд и фланцем для заливки масла, муфта включения вентилятора (238НД), крыльчатка вентилятора диаметром 600 мм, водяные трубы (правая водяная труба со сдвоенной термостатной коробкой), байпасная система, патрубок соединительный впускных коллекторов с фланцем (пониженный). Без указателя уровня масла. 


Урал 8х8 с двигателем ЯМЗ-7601

Урал 8х8 с двигателем ЯМЗ-7601 


Коробка передач – ЯМЗ-2391-02 (с вылетом вылика влево на 250 мм); сцепление – ЯМЗ-183-15. Применение двигателя – автомобили и шасси 8×8 «Урал-5З2ЗО1-1О», «Урал-5З2З61-1О», «Урал-5З2З41-1О», «Урал-6З2З41-1О», шасси 1О×1О «Урал-692З41-1О».



ЯМЗ-7601.10-14 

Конструктивные отличия: шкив коленчатого вала трёхручьевой с разнесенными ручьями ГУР, масляный картер глубокой частью вперёд (МА3), патрубок соединительный, впускной патрубок, труба соединительная OHB Без масляного щупа, масляной трубки, кронштейна крепления всасывающей трубы. Коробка передач – ЯМЗ-239-04; сцепление – ЯМЗ-183-15. Применение данного варианта мотора – автомобили и шасси 4×2 «Урал-6З67»; 6×4 «Урал-6З6З4», седельный тягач «Урал-6З674», самосвал 6×4 «Урал-6З685»


ЯМЗ-7601.10-18


Основными конструктивными отличиями являются: Генератор 6582.З701-ОЗ и ремень П-14×1О×9З7, коленчатыйй вал 76О1.1ОО5ОО8 (с цилиндрическим носком), шкив коленвала 2З6НЕ-1ОО5О61-Б с деталями крепления, масляный картер 2З6-1ОО9О1О-ВЗ с всасывающей трубой 2З6-1О11398-Д (кронштейн всасывающей трубы 2З6-1О1132О со скобой 236-1О11322, муфта включения вентилятора 2З8БЕ-13О8О12, крыльчатка 2З6НЕ-13О8О12 диаметром 600 мм, ФТ0Т ЧР-1О365-4О (как на ЯМЗ-7511.1О); в правой водяной трубе имеется отверстие под термореле 76О1.1ЗОЗ1О4, газопровод по ДСП-2З6БЕ-1ОО8-В, на правом сильфоне газопровода защитный экран по черт. ЧР-1О557, правый и левый впускные коллектора иные: Э76О1.1115О12, Э76О1.О, на впускном отверстии соединительного патрубка впускных коллекторов установлена заглушка, ТКР по ДСП-2З6БЕ-1118Б, сапун с левой стороны на шестом цилиндре. Без патрубка впускного 236НЕ-1115128. Коробка передач – ЯМЗ-2391-02; сцепление – ЯМЗ-183-10. Применение двигателя – автомобиль «Урал-4З2О-44». Перечисленные 4 варианта двигателя ЯМ3-7601 комплектуются ТНВД 135.5; генераторами 6582.3701-03 или 3112.3771. Модификация ЯМЗ-7601.10-20 предназначена для установки на автомобили «Урал» 8×8 «Урал-532301-10», с обеспечением бродоходимости 1,75 м. Она комлектуется сцеплением ЯМЗ-183-35 и коробкой переключения передач ЯМЗ-2391-42. Вариант ЯМЗ-7601.10-26, со сцеплением ZF Sachs и КПП модели ЯМЗ-2391-22, устанавливается на машины «Урал-4З2О-44», в качестве замены. Указанные два варианта исполнения двигателя ЯМ3-7601 комплектуются ТНВД 135.5-10; генераторами 4ОО2.З771 В-8О либо З112.З771.

Урал 8х8 с двигателем ЯМЗ-7601 форсирует преграду
Урал 8х8 с двигателем ЯМЗ-7601 форсирует преграду

Двигателями модификации ЯМЗ-7601.10-28 комплектуются шасси 4×2 «Урал-6З67»; 6×4 «Урал-6З6З4», «Урал-6З685-111О-О1», 8×8 «Урал-6З674-111О-О1»; самосвалы 6×4 «Урал-58З1О9», «Урал-58З112», «Урал-58З1З4» (шасси -6З685-111О-О1); автобетоносмесители 6×4 «Урал-69З64P/69З64N»; автокраны «Челябинец» KC-65711 (шасси -6З685-111О-О1); бортовые автомашины «Урал-6З685-6111-О1». Устанавливается со сцеплением модели MFZ-4ЗО, коробкой передач ЯМ3-2З9-24. Вариант исполнения ЯМЗ-7601.10-29 предназначен для установки на автомобили «Урал»: бортовые, шасси 4×2 «Урал-З667-1О1О-О1», 8×8 «Урал-5З2ЗО1-1О», «Урал-5З2З61-1О», «Урал-5З2З41-1О», «Урал-6З2З41-1О», шасси 1О×1О «Урал-692З41-1О». Работает в связке со сцеплением MFZ-4ЗО, коробкой передач ЯМ3-2З91-22. Эти два варианта исполнения ЯМ3-7601 комплектуются ТНВД 135.5-10; генераторами 7762.З7О1-О6. Модификация ЯМЗ-7601.10-32 предназначена для установки на колёсные фронатльные погрузчики «Амкодор 371А». Комплектуется генератором 9422.З7О1-ОЗ.

АМКОДОР 371А-01 с двигателем ЯМЗ-7601
АМКОДОР 371А-01 с двигателем ЯМЗ-7601

Технические характеристики в цифрах:
Количество цилиндров – 6.
Клапанов на каждый цилиндр – 2.
Рабочий объём – 11,15 литров.
Габаритные размеры: длина – 1270 мм, ширина – 1045 мм, высота 1100 мм.
Диаметр цилиндра – 130 мм; ход поршня – 140 мм.
Степень сжатия – 16,5.
Мощность – 220 кВт (300 л.с.), при частоте вращения – 1900 об/мин.
Максимальный крутящий момент – 1275 Н.м (130 кгс.м), при 1100-1300 об/мин.
Минимальный удельный расход дизтоплива – 197 г/кВт.ч (145 г/л.с.ч).
Расход дизтоплива при скорости 60 км/ч – 32 литра на 100 км (для Урал-6368).
Расход моторного масла – до 0,2% к расходу дизтоплива.
Объём масла в двигателе – 24 литра.
Масса – 1445 кг.
Ресурс двигателя – не менее 600 тысяч км.

При написании статьи использовались материалы с сайта: https://tractorreview.ru